Коллегам

Электронные версии журналов

Педагогическая мудрость

Мария Монтессори (1870 — 1952)
Когда мы утверждаем, что необходимо дать ребенку полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и нормальное развитие, мы имеем в виду не расплывчатый идеал. Это утверждение основано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку развиваться.

Януш Корчак (1878 — 1942)
Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко снискать, скоро разочаруется. И вместо того чтобы винить тех, кто ввел его в заблуждение, и себя самого, что поверил, он будет дуться на детей, подорвавших его веру в них. А разве они виноваты, что тебе показали заманчивые стороны работы и скрыли шипы?

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910)
Никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетрадей, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни, главное, о постройке предложений и о логике. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Но каждый час в жизни, каждая минута времени увеличивают пространства, количество и время тех отношений, которые во время его рождения находились в совершенной гармонии, и каждый шаг, и каждый час грозит нарушением этой гармонии, и каждый последующий шаг, и каждый последующий час грозит новым нарушением и не дает надежды восстановления нарушенной гармонии.

Ян Амос Коменский (1592 — 1670)
Если бы кто-либо пожелал основательно обсудить, почему Бог так любит маленьких детей и так строго предписывает нам попечение о них, тот найдет для этого много причин. Во-первых, если  тебе теперь дети представляются не заслуживающими внимания, то смотри не на то, каковы они теперь, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божию. Ты увидишь в них не только происшедших от нас обитателей мира и благодетелей вселенной наместников Бога среди творений, но и наравне с нами соучастников Христу, царских жрецов, избранный народ, спутников ангелов, судей дьяволов, утешение небес, ужас ада, наследников небес во все века веков. Что можно придумать более возвышенного?

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 — 1950)
Безграничное господство авторитета — один из неизбежных результатов умственной неразвитости.
Уничтожьте авторитет, и разум человека опять заговорит, человек опять станет человеком, его влечение абсолютизироваться опять обретет большую силу: культура быстрыми шагами продолжит свой путь вперед. Характерный признак средневековой истории — безграничное господство авторитета, ее мышление — авторитарное мышление.
Но что больше всего ослабляет авторитет? Прежде всего именно развитие разума является той силой, которая становится наиболее важной в борьбе против авторитета; она больше всего ослабляет и в конце концов уничтожает авторитет.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871)
Воспитание, если оно только не иезуитское воспитание, не имеет даже права создавать вполне законченных убеждений, не имеет даже права посягать на свободу души человеческой.

Антон Семенович Макаренко (1988-1939)
Детский коллектив решительно не хочет жить подготовительной жизнью к какой-то будущей жизни, он не хочет быть явлением только педагогическим, он хочет быть полноправным явлением общественной жизни, как и каждый другой коллектив.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1969)
Костер живой мысли в сознании своих воспитанников зажжет только тот педагог, который знает сто раз больше, чем того требует обязательная программа. Если у учителя есть это богатство, то его интеллектуальное общение неминуемо выходит за рамки урока и приобретает индивидуальный характер: интеллект педагога и интеллект отдельных учеников связывается десятками нитей — это и есть живые дорожки от сердца к сердцу.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827)
Веру должна порождать вера, а не знание и понимание объекта ее; мышление должно быть порождено мышлением, а не знанием объектов размышления или законов мышления; любовь должна порождаться любовью, а не знанием объектов, достойных любви, и самой любви; мастерство должно возникать из умения, а не бесконечных разглагольствований об умении.